[Уроки Adobe Photoshop ]

15:12
Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Фирменный знак, логотип, эмблема who is who?

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют картинкой, а композиция запросто переименовывается в перспективу. Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость.

Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории непосвященных относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, так называемые коллеги.

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду зачем заказчику знать что такое модульная сетка и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.

С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать кто есть кто и называть всё своими именами.

К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно новички, понятно только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа дизайнеры, настоятельная просьба учите мат. часть!

Это о наболевшем. )
Далее повествование будет более содержательным и полезным.

Давайте далее, вместе попробуем разобраться ху ис ху и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:

  • Логотип
  • Знак (Фирменный знак)
  • Эмблема
  • Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
  • Фирменный блок

Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и весомость данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия Фирменный знак, Торговая марка и Торговый знак попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий Торговая марка и Торговый знак такая идентичность весьма вероятна, то понятие Фирменный знак несколько выпадает из этого ряда.

После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются Фирменный знак и Торговая марка и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.

Итак, начнем с самого начала.

Логотип

Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации далее по тексту Компания), всё это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово Логотип (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
Логотип оригинальное графическое начертание названия .

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия это все нюансы.
Все остальные формулировки от лукавого.

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Compaq (рисунок 1) классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой е). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения чужеродных графических символов, слегка разбавлена графическим элементом (в буквенной паре os), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что: фирменный знак уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).

Вот мы и вывели формулировку для понятия Фирменный знак. Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
Фирменный знак уникальный идентификационный графический элемент .

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример фирменный знак Nike.

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Всемирно известный слэш Nike классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы динамичность и активность, что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы G и E. Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает элитность и уникальность. С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

На рисунках 910 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:

  • В связке Логотип + Фирменный знак логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак части одного целого.
  • Логотип и Фирменный знак отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак зашит в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие логотипознаки зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
  • Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
  • Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним простота. Хороший логотип (знак) графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
  • Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово Эмблема (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
Эмблема условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи .

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема рельефное украшение.

Второй момент в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.

И третий момент из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных понятий или идей, а не для графического начертания названия (как в случае с логотипом), и не в виде уникального графического элемента (как в случае фирменного знака).

Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д.

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба Динамо Киев (рисунок 14). Эмблема Управления Имперской Безопасности (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).

В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Далее по списку у нас идет Торговый знак.

Торговый знак (торговая марка, товарная марка)

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно Торговым знаком.

Здесь всё просто в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
Торговый знак обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц .

Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.

В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.

Фирменный блок

Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак фирменный блок. Здесь всё просто:
Фирменный блок оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга .

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество здесь приведены два из них, наиболее распространённые.

Фирменный знак, логотип, эмблема - who is - who

Atelier горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane вертикальное размещение элементов.

Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.

Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…

 

Логотип, фирменный знак, эмблема: в чем разница?

Разработка логотипа - Endemor

Интересные записи

Категория: FAQ | Просмотров: 403 | Добавил: KateloK | Теги: логотип, знак, фирменный, эмблема | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar